Публичный доклад (отчет) директора Центра образования №825 г.Москвы по итогам 2010 – 2011 учебного года.
9. Образовательная программа. Программа развития. Учебный план.
Образовательная программа школы на новый учебный год начинает формироваться в конце предыдущего учебного года. Веё основе – самоанализ всех педагогов и администрации школы. В июне происход ититоговое аналитическое совещание руководства, обобщающее все материалы ,поступившие от учителей, классных руководителей, членов администрации. На этом основании готовится главный документ предстоящего учебного года – «Образовательная программа и план работы Центра образования №825».
Структура документа такова:
1. Введение, в котором отражены актуальные в новом учебном году социокультурные и образовательно-политические вызовы к образовательному учреждению.
2. Аналитическая часть: итоги прошлого учебного года. В этом разделе, прежде всего, анализируется школьная статистика, итоги экзаменов, методической работы, ключевых общешкольных дел, заметные образовательные достижения учащихся и профессиональные успехи учителей, высказываются замечания и предложения по работе школьных структур и учителей.
3. Программная часть: недостатки, проблемы, перспективы. В этом разделе вычленяются наиболее актуальные проблемы наступающего года, определяются пути их решения. Анализируется взаимосвязь конкретных условий с предполагаемыми изменениями в образовательном процессе. Фиксируется динамика традиций и инноваций, что, с одной стороны, соответствует режиму стабильного функционирования, с другой – устойчивому развитию школы.
4. Практическая часть. Здесь фиксируется программное обеспечение учебно - воспитательного процесса, работа с педагогическим составом, учебно-методическая работа, учебный план школы на новый год, расписание элективных курсов, кружков и факультативов, использование школьного компонента на индивидуальную работу с учащимися, обновление образования за счет школьного компонента, развитие воспитательной системы школы, работа с родителями, организация, руководство и контроль, хозяйственная деятельность, система итоговой и промежуточной аттестациии др.
5. Значимые особенности, подробности и рекомендации по реализации образовательной программы.
Последующие действия после принятия образовательной программы педагогическим советом Центра образования, как правило, таковы:
-каждый учитель включает в свой личный творческий план основные мотивы программы;
-из числа педагогов создаются творческие группы или группы опережения, которые составляют уже на основе программы конкретные планы работы;
-для оказания помощи в эффективной реализации образовательной программы школы формируется группа научной поддержки.
Как правило, приложением к образовательной программе оформляются те разделы Программы развития Центра образования №825, которые востребованы в текущем учебном году. В настоящее время в Центре образования заканчивается реализация Программы развития «Школа практического гуманизма как институт мировоззренческого самоопределения молодого поколения» на2006-2011 годы.
Основу Программы развития составляют три ключевых проекта:
-проект «Актуализация мировоззренческого потенциала воспитательного процесса и усиление его влияния на формирование российской идентичности школьников»;
-проект «Организация учебного процесса в формах,обеспечивающих интеграцию знаний учащихся в целостное мировоззрение»;
-проект «Преобразование пространства социального действия и ответственной заботы школьников».
К сегодняшнему дню по каждому из проектов наработан целый ряд инновационных решений:
Название ключевого проекта |
Инновационные решения в рамках проекта |
Актуализация мировоззренческого потенциала воспитательного процесса и усиление его влияния на формирование российской идентичности школьников |
· Повышение уровня событийности каждого ключевого дела.
· Содержательное преобразование патриотического воспитания (переход от«патриотизма гордости» к «патриотизму великодушия»).
· Внедрение в образовательный процесс технологий педагогической поддержки личностного самоопределения подростков и юношества. |
Организация учебного процесса в формах, обеспечивающих интеграцию знаний учащихся в целостное мировоззрение |
· Некопирующее воспроизводство некоторых из ранее разработанных образовательных форм как ретро-инноваций.
· Мировоззренческая межпредметная интеграция на основе модульного построения учебного содержания предметов.
· Развертывание в пространстве урока процессов самопознания, самоопределения,самореализации, соразвития (совместного развития) и саморазвития школьников. |
Преобразование пространства социального действия и ответственной заботы школьников |
· Реализация событийного подхода к детскому самоуправлению в школе.
· Создание в школе детско-взрослого педагогического музея-клуба.
· Реализация системы социально-образовательных проектов детским общественным объединением, базирующимся в школе |
Учебный план школы разработан с учетом:
· Закон «Об образовании» (п.1-2 статьи 15);
· Закон г. Москвы от 10.03.2004 г. № 14 «Об общем образовании в городе Москве» с изменениями;
· Типовое положение об образовательном учреждении (Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении» от 19.03.2001 г.№ 196 в редакции Постановления Правительства РФ от 23.12.1002 г. № 919);
· «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждённых Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02» от 28.11.2002 г. № 44;
· Приказ Министерства образования Российской Федерации «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089;
· Приказ Министерства образования Российской Федерации «Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования» от 18.07.2002 г. № 2783;
· Письмо Министерства образования Российской Федерации «О соблюдении Законодательства РФ при применении новых образовательных технологий в образовательных учреждениях» от 01.06.2001 г. №22-06-770;
· Приказ Министерства Образования Российской Федерации «Об утверждении федерального учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской федерации, реализующих программы общего образования» от 09.03.2004 г. № 1312 (в редакции от 20 августа 2008 года № 241);
· Методическое письмо Министерства образования РФ от 22.05.1998 г. № 811/14-12 «Об организации преподавания основ безопасности жизнедеятельности в общеобразовательных учреждениях России».
· Письмом Минобразования РФ № 22-06-770 от 01.06.2001 «О соблюдении Законодательства РФ при применении новых образовательных технологий в образовательных учреждениях».
Ведущие идеи построения учебного плана:
- создание условий для достижения учащимися уровней образованности (обученности и воспитанности), соответствующих федеральному, региональному и школьному компонентам стандарта образования;
- удовлетворение образовательных потребностей учащихся, их семей на основе построения личностно-ориентированного учебного процесса;
- формирование набора универсальных способностей (ключевых компетенций) в интеллектуальной, коммуникационной, информационной и прочих сферах;
- обеспечение преемственности между учебными программами начальной и основной, основной и старшей школы;
- ликвидация учебной перегрузки и сохранение здоровья учащихся.
Центр образования № 825 работает в смешанном режиме, начальные классы учатся пять дней, 5-11 классы имеют шестидневную рабочую неделю. Предельно допустимая нагрузка школьников соответствует нормативам. Сохраняется номенклатура обязательных предметов и базовое количество часов на обязательные предметы.
Продолжительностьучебного года в ГОУ ЦО №825:
· 1 класс - 33 учебные недели.
· 2-11 классы - 34 учебные недели.
Продолжительность урока:
· 1 класс - 35 минут.
· 2-11 классы - 45 минут.
Домашние задания даются обучающимся с учетом возможности их выполнения в следующих пределах: в 1 классе (со второго полугодия)– до 1 ч., во 2-ом – до 1,5 ч., в 3-м – от 1,5 до 2 ч., в 4-м– до 2 ч., в 5 – 6 – х классах до 2,5 часов, в 7 – 9 – х до 3 часов, в 10 -хклассах до 3,5 часов (СанПиН2.4.2.1178-02, п.2.9.19). В первом полугодии 1 класса обучение ведется без домашних заданий.
|