Этот кодекс – свод правил, определяющих деятельность и поведение педагогов в школе, собрание нравственных ценностей, на которые ориентируется каждый из нас.
1.Наша профессия уникальна: она мать всех профессий на Земле; через ум, сердце и душу учителя проходит в своем развитии все человечество. Тот, кто решился посвятить свою жизнь обучению и воспитанию детей, реализует высокую миссию педагога, что превращает саму профессию в главную нравственную ценность.
Наша профессия – источник радости. Она дает нам радость человеческого общения, счастье погружения в мир детства, чувство причастности к рождению нового в этой жизни, возможность заглянуть в будущее.
Чаще улыбайтесь, коллеги! Нет ничего более неприятного в школе, чем хмурое, злое лицо учителя.
2. Педагог – пограничник на рубеже Современного и Вечного. Ему не только необходимо соответствовать постоянно растущим ожиданиям государства, общества, взрослого и детского населения страны, но и всегда соотносить свою деятельность с логикой развития истории и культуры. Это неимоверно трудно, ибо мы работаем с непрерывно меняющейся личностью в непрерывно меняющемся мире.
3. Поэтому настоящий учитель постоянно развивает в себе незаурядность, всеми силами борется с формализмом, казенщиной и равнодушием, поддерживает все передовое и ценное, проявляет инициативу и творчество.
4. Еще древние мудрецы говорили: «Человек – мера всех вещей». Если это верно относительно людей вообще, то трижды правильно по отношению к ребенку. Для учителя личность ребенка – цель, объект и результат педагогической деятельности, сам ребенок – равноправный субъект взаимодействия. Овладевайте умением встать на место ребенка и посмотреть на мир его глазами.
5. Никогда не унижайте и не подавляйте личность ученика. Заставлять детей силой делать то, что нам кажется хорошим, - значит, внушать им отвращение к тому, что нам кажется хорошим.
Совершенно недопустимо относиться к детям, как к своей живой собственности. Помыкать и манипулировать ими безнравственно! Это классическое антивоспитание.
6. Недопустимо делить детей на умных и глупых, богатых и бедных, хороших и плохих. Необходимо избегать однозначных, категоричных оценок и некорректных сравнений детей друг с другом. Оценивать можно поступки, взгляды, но не самих детей. Сравнивать ребенка можно не с другим ребенком, а только с самим собой, подчеркивая, тем самым, позитивные или негативные изменения, произошедшие в нем за тот или иной промежуток времени. «Не навреди!» - заповедь не только врача, но и педагога.
7. Настоящий педагог любит школу, а не себя в школе. Он не преувеличивает свои заслуги и не кичится своими успехами. Он дорожит добрым отношением товарищей и сам готов прийти на помощь, не дожидаясь, пока его об этом попросят.
8. В нашей профессии всегда есть опасность авторитаризма и деспотизма, иллюзия собственной непогрешимости и гарантированной правоты. Спасение от пагубного властолюбия – в рефлексии, постоянном самоконтроле и самокритике.
9. Тяжелые условия, малая зарплата, неблагоприятные обстоятельства не оправдывают работу в полсилы. Настоящий учитель никогда не унизит себя халтурой.
Как бы ни складывалась жизнь в окружающей нас среде, хорошая школа всегда живет по законам Добра и Справедливости, по законам порядочных людей.
10. Сегодня в условиях небывалого глубинного расслоения социальных сил, обострения всех противоречий школьный учитель должен давать образец толерантности, вести осознанную миротворческую деятельность.
11.Жить и работать в школе, которую не любишь, - мука. Чем истязать себя злобой и раздражением, лучше сделать другой выбор. Дай бог, чтобы эта тяжелая доля не коснулась никого из нас.
-----------------------------
Кто выбрал служение педагога, должен понимать, что это навсегда. Бывших учителей не бывает.
Так понимали дело, которому служили всю жизнь, Великие Учителя России. Мы их наследники.